Новое в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
С 1 января 2022 года вступили в силу значительные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В частности, установлены единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.
Сокращено количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). К ним теперь относятся конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме) и запрос котировок в электронной форме.
По общему правилу заказчик вправе проводить электронный запрос котировок, если НМЦК не превышает 3 млн рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать 20% совокупного годового объема закупок заказчика или 100 млн рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошлом году составил менее 500 млн рублей.
Оптимизирован порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.
Изменен порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупках. Так, например, заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении в случае, если НМЦК не превышает 1 млн рублей.
Введена возможность предоставления независимых гарантий, выданных государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», а также региональными гарантийными организациями.
Скорректированы особенности исполнения контракта. Например, документ о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, должен формироваться и подписываться в электронной форме с использованием ЕИС. Расширяется перечень случаев изменения существенных условий контрактов.
Срок оплаты по контрактам должен составлять не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
По контрактам, заключенным по итогам закупки только среди СМП и социально ориентированных НКО, этот срок с 1 января 2022 года составляет не более 10 рабочих дней.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.06.2021 N 1034 введено общее правило, согласно которому получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, обязательство по оплате товара, работы или услуги, в том числе отдельного этапа, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подписания ими документа о приемке (а в случае заключения контракта с СМП или социально ориентированной НКО – 7 рабочих дней). При этом предусмотрен ряд исключений.
С 15% до 25% совокупного стоимостного объема закупок повышается минимальный объем закупок, подлежащих осуществлению заказчиками у СМП и социально ориентированных НКО, данное правило действует при:
– проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные НКО;
– осуществлении закупок с привлечением субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО.
Кроме того, уточняется, что национальный режим при осуществлении госзакупок не применяется в случае закупок органами внешней разведки и органами федеральной службы безопасности в целях обеспечения безопасности государства.
Также новые правила установили порядок оценки заявок на участие в госзакупке, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусматривающего порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В частности, установлены особенности оценки заявок участников закупок, по результатам которых заключаются контракты на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги.
Определены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в госзакупке, предметом которой являются услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Новые правила применяются при осуществлении госзакупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены после 1 января 2022 года.
Кроме того, направление обращения в отношении единственного поставщика, соответствующего требованиям, установленным в извещении, документации, приглашении принять участие в определении поставщика, а также регистрация такого обращения теперь осуществляются с использованием ЕИС.
При проведении электронной процедуры:
– заказчик формирует обращение, прилагает к нему необходимую информацию и документы с использованием ЕИС и подписывает их усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика;
– обращение направляется автоматически с использованием ЕИС в контрольный орган в сфере закупок не позднее одного часа с момента его подписания;
– обращение считается поступившим в контрольный орган в сфере закупок в день его поступления в контрольный орган в сфере закупок.
При проведении электронной процедуры направление контрольным органом в сфере закупок заказчику решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком или об отказе в таком согласовании осуществляется с использованием ЕИС путем направления уведомления о размещении таких решения и предписания в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений.