Безопасность дорожного движения
Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, основными задачами правового регулирования являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
К полномочиям органов местного самоуправления относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог и улиц осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Так, требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорого и улиц включены в ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц, тротуаров.
Так, согласно данному стандарту проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Посторонние предметы должны быть удалены:
– с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения;
– с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения.
Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.
Также не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см, их устранение на всех категориях дорог и группах улиц осуществляют в течение 7 сут с момента обнаружения.
Кроме того, в соответствии с вышеуказанным стандартом покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице ниже.
Таблица. Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения
Вид дефекта | Категория дороги | Группа улиц | Размер | Срок устранения, сут, не более |
Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более | IА | А | 0,06 | 1 |
IБ, IВ | В | 3 | ||
II | В | 5 | ||
III | Г | 7 | ||
IV | Д | 10 | ||
V | Е | 12 | ||
Повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м2, более | IА, IБ, IВ | А, Б | 0,1 | 5 |
II | В | 0,5 | 7 | |
III | Г | 0,8 | 10 | |
IV | Д | 2,1 | 14 | |
V | Е | 5,2 | 20 | |
Сдвиг, волна глубиной, см, более | IА | А | 3,0 | 5 |
IБ, IВ, II | Б, В | 7 | ||
III | Г | 5,0 | 10 | |
IV | Д | 12 | ||
Гребенки на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м2, более | IV | Д | 30,0 | 10 |
V | Е | 52,5 | 14 | |
Колея <*> глубиной, см, более и длиной, м, более на участке полосы движения длиной 100 м | IА, IБ, IВ | А, Б | 2,0/7,0 | 5 |
II | Б | 2,5/7,0 | 7 | |
III | В, Г | 3,0/9,0 | 10 | |
IV | Д | 14 | ||
<*> Колею глубиной более 5 см устраняют при осуществлении капитального ремонта дорог и улиц. |
Примечание.
К группе улиц «А» относятся магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения.
К группе улиц «Б» относятся магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения.
К группе улиц «В» относятся магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные.
К группе улиц «Г» относятся магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги.
К группе улиц «Д» относятся улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные.
К группе улиц «Е» относятся улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки.