Версия для слабовидящих Обращение граждан
Герб

Администрация сельского поселения
Серафимовский сельсовет
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан

Госдума рассмотрит законопроект об ответственности собственников за ликвидацию накопленного вреда во втором чтении

Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды поддержал рассмотрение законопроекта об ответственности собственников опасных предприятий за ликвидацию накопленного вреда во втором чтении.

Как отметил министр природных ресурсов России Александр Козлов, комитет и Минприроды совместно работали над поправками, детально обсуждали их с заинтересованными ведомствами, а также Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Он добавил, что при подготовке документа ко второму чтению Президент России поручил распространить нормы законопроекта и на шахты угольной промышленности.

«У нас должно быть подготовлено и принято с учетом дополнения по угольным шахтам более 15 подзаконных актов. В том числе, инструкция и требования к плану ликвидационных мероприятий», – пояснил председатель комитета Дмитрий Кобылкин.

Первый блок поправок к законопроекту коснулся именно угольной отрасли.

«В отношении угольных шахт теперь предусмотрено аналогичное регулирование: подготовка плана мероприятий, сметы и финансового обеспечения под план, введение контроля сделок, уплаты компенсационного платежа. Только за базу принимается срок пользования участками недр. Также для угольных шахт устанавливаются особенности по продлению пятилетнего срока в соответствии с законодательством о недрах», – заявил Александр Козлов.

Он отметил, что все замечания депутатов, которые прозвучали на пленарном заседании Госдумы и на предыдущем заседании Комитета, отработаны.

Так, введена норма о подготовке плана мероприятий и проведении в его отношении государственной экологической экспертизы при принятии решения о выводе объектов из эксплуатации, даже до наступления пятилетнего срока.

«То есть теперь стимула у организаций проводить рекультивационные и ликвидационные мероприятия за более ранний срок, уходя от контроля за выполнением данных мероприятий со стороны Росприроднадзора, просто нет. Здесь, конечно, следует уточнить, что смета и финансовое обеспечение под план должны представляться только при наступлении пятилетнего срока. А вот план – разрабатывается в любой момент, как только собственник запланирует вывод опасного объекта из эксплуатации», – пояснил министр.

Кроме того, были сокращены сроки для выхода на объект с целью расчета платежа и сроки уплаты компенсационного платежа. Раньше было 6 месяцев плюс 6 месяцев, теперь они составят 3 месяца и 3 месяца.

Глава Минприроды России отметил, что при подготовке законопроекта ко второму чтению была проделана масштабная работа по обсуждению замечаний РСПП.

«Скорректированы положения, касающиеся содержания плана мероприятий. Исключена ссылка на правила проведения рекультивации и консервации земель. И введены положения, что план включает описание границ территории, на которой будут проводиться мероприятия по ликвидации и рекультивации. Это альтернатива промышленной площадке и территории, на которой находится объект регулирования. Также по замечаниям РСПП, перечень организаций, которые могут давать гарантии, быть поручителями и размещать средства на счетах эскроу будет утверждаться уполномоченным ФОИВ», – добавил Александр Козлов.

Согласно законопроекту, в отношении опасных производственных объектов за базу принимается срок, указанный именно в проектной документации как наиболее достоверный.

По замечаниям комитета скорректированы положения по контролю сделок.

«Упрощенный режим анализа финансовой обеспеченности для зависимых обществ с выдачей уведомления о сделке будет применим только более чем за пять лет до истечения срока эксплуатации объекта или срока пользования участком недр для угольных шахт. Если порог в 5 лет преодолен, порядок анализа финансовой обеспеченности для зависимых обществ будет таким же, как у других с последующей выдачей заключения о финансовой обеспеченности, так как за пятилетний срок уже должен быть подготовлен план и финансовое обеспечение под него», – рассказал глава Минприроды России.

Также указанный упрощенный режим анализа финансовой обеспеченности для зависимых обществ не будет применяться в случае банкротства материнской компании.Министерством проработан вопрос о последствиях для компании в случае выполнения мероприятий плана не в полном объеме. В таком случае Росприроднадзор не сможет выдать заключение о соответствии плану, а без данного заключения объект не уйдет из реестра опасных производственных объектов и останется под контролем всех надзорных ведомств.

Кроме того, по замечаниям скорректированы и другие положения законопроекта, не изменяющие его сути.

Также на заседании Александр Козлов сообщил, что Минприроды России начнет подготовку изменений, направленных на введение административной ответственности за уклонение от выполнения предусмотренных законопроектом обязательных требований.

Напомним, Президент России Владимир Путин поставил задачу в кратчайшие сроки принять закон, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда и рекультивацию промышленных площадок в ходе обращения к Федеральному Собранию. Отметив, что подход в области охраны окружающей среды носит принципиальный характер.

«Подход простой: получил прибыль за счет природы – убери за собой. Здесь нужно действовать жёстко – Росприроднадзор и другие контролирующие органы должны выполнять возложенные на них обязанности», – сказал Владимир Путин.

Минприроды России